Мастерская керамики

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремёсел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.

Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить всё. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту. История гончарного ремесла у каждого народа своя. Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нём самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать близких и знакомых подарком ручной работы.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Зарманбетов Кошали Тангатарович

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Введение
1.1.Краткие исторические сведения. Понятие керамики. ее возможности. Сведения о том. как и в каких областях применяют глину разные народы;
1.2.История промысла. Керамика как одно из древнейших ремёсел. История промысла в стране.


Техника безопасности
2.1.ТБ при работе в гончарной мастерской;
2.2.ТБ при работе на гончарном круге;
2.3.ТБ при работе с муфельной печью.


Материаловедение
3.1.Инструменты и принадлежности. Теоретическая часть;
3.2.Где берут глину? Классификация глины. Свойства глины;
3.3.Технология лепки простых форм: шара. овала. цилиндра, конуса и т.д. ;
3.4.Основные способы лепки: конструктивный, пластический. комбинированный;
3.5.Пластические свойства глины. Оправка (заглаживание поверхностей вылепленных изделий).

 
Основы цветоведения
4.1.Цвет вокруг нас. Радуга. Спектральные цвета;
4.2.Свойство цвета. Правила составления цветовых сочетаний;
4.3.Одноцветная гармония. Три основных цвета – красный. синий, желтый;
4.4.Промежуточные цвета. Теплые и холодные цвета;
4.5.Практическая часть. Упражнения в составлении гармоничных цветовых сочетаний. Получение промежуточного цвета путем смешивания двух основных цветов.

Основы росписи изделий
5.1.Орнамент. Классификация мотивов (растительных. зооморфных. геометрических, геральдических. фантастических и т.п.);
 5.2.Краткие сведения о наиболее известных народных росписях (гжельской. дымковской, филимоновской, каргопольской и т.д.). Их особенности;
5.3.Приготовление красок для росписи по загрунтованной поверхности.
Порядок выполнения росписи.

Отделка изделий
6.1.Отделка. Определение. Виды отделок;
6.2.Тиснение. Инструменты и приспособления;
6.3.Изготовление печаток и штампов для тиснения;
6.4.Накатки для тиснения;
6.5.Процарапывание по глине;
6.6.Резьба – украшение изделия глубоким гравированием с помощью стеков;
6.7.Моделирование простых анималистических и растительных форм;

6.8.Отработка приемов процарапывания резьбы и тиснения;
6.9.Отделка художественных изделий.


Технология изготовления сувениров и украшений.
7.1.Технология изготовления украшений: пуговиц, бус, браслетов. брелоков, кулонов;
7.2.Повторение видов отделки. Элементы тиснения;
7.3.Инструменты и принадлежности. используемые для оформления сувениров и украшений;
7.4.Технология выполнения различных брелоков и кулонов. состоящих из одной детали;
7.5.Оформление сувениров процарапыванием. резьбой или тиснением;
7.6.Роспись изделий.

Технология изготовления изделий руками
8.1.Понятие сосуда. Какие бывают сосуды?Классификация;
8.2.Декоративные сосуды. Формы сосудов;
8.3.Знакомство со способами моделирования сосудов: из целого куска глины (способ выбирания глины стекой и ручное вытягивание сосуда), спиральная лепка из жгутов (ленточный способ), лепка из отдельных пластин.

Технология изготовления изделий на гончарном круге.
9.1.Основные конструкции гончарных кругов (ручные, ножные, электрические);
9.2.Вытягивание изделий на гончарном круге;
9.3.Изготовление сосуда из целого куска путем ручного вытягивания глины на гончарном круге;
9.4.Выполнение и прикрепление ручек;
9.5.Отделка сосуда.

Обжиг изделий
10.1.Основные конструкции печей для обжига керамики (горновые, газовые, электрические). Их основные показатели;
10.2.Особенности этих конструкций и влияние на качество обжига;
10.3.Правильная закладка изделий в печь, в зависимости от вида обжига.

Гипсовые формы. Технология изготовления изделий формовкой.

11.1.Изготовление модели, ее особенности;

11.2.Подготовка модели к снятию формы;
11.3.Кусковые формы, простые и сложные;
11.4.Гипс и его свойства. Инструменты гипсомодельщика;
11.5.Получение раствора;
11.6.Заливка кусков формы;
11.7.Оправка и зачистка формы;
11.8.Понятие гипсомодельное дело;
11.9.Шликер, его подготовка к работе;
11.10.Способы литья. Обработка отлитых изделий.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Приобщение обучающихся через изобразительное творчество к искусству, посредством развития эстетической отзывчивости, формирования творческой и созидающей личности.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами гончарного ремесла может каждый, по – настоящему желающий этого ребёнок. Дети, в процессе освоения программных требований, получают до профессиональную подготовку. Наиболее одарённые дети будут иметь возможность продемонстрировать своё мастерство в конкурсах различного уровня.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Отбор проводится на конкурной основе, для зарегистрировавшихся детей с полным пакетом документов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

Материально-техническая база ( глина, краски, основной и вспомогательный инструмент).
Дидактическое обеспечение ( наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей).
Методическое обеспечение ( методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).

Прокрутить вверх