Решение генетических задач

Программа направлена на развитие представлений школьников о закономерностях наследственности и изменчивости, как о смежной науке, ставящей своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом является выяснение того, каким образом и в какой мере характерные проявления жизни, такие, как наследственность, воспроизведение себе подобного, биосинтез белков, возбудимость, рост и развитие, хранение и передача информации, превращения энергии, подвижность и т. д., обусловлены структурой, свойствами и взаимодействием молекул биологически важных веществ, в первую очередь двух главных классов высокомолекулярных биополимеров — белков и нуклеиновых кислот, обуславливающих закономерности процессов наследственности и изменчивости.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Эркенова Аминат Ильясовна 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

2.РАЗДЕЛ «ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ».

«Строение хромосом. Кариотип»

«Митоз».

«Мейоз».

3. РАЗДЕЛ «МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ».

«ДНК – носитель наследственной информации».

«Реализация генетической информации».

«Структура и функции гена».

4. РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ».

«Модельные объекты и методы генетических исследований».

Закономерности моногибридного скрещивания».

«Множественный аллелизм».

«Закономерности дигибридного (и полигибридного) скрещивания».

«Типы взаимодействия неаллельных генов».

«Статистическая характеристика расщепления. Вычисление критерия соответствия».

5. РАЗДЕЛ «ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

«Сцепление генов. Полное сцепление».

«Неполное сцепление».

«Генетические доказательства линейного расположения генов в группе сцепления. Генетические карты».

«Признаки сцепленные с полом».

«Хромосомное определение пола».

«Нехромосомное (цитоплазматическое) наследование».

«Наследование генов, локализованных в половых хромосомах. Пенетрантность».

«Наследование летальных генов».

«Генеалогический метод. Составление родословных».

6. РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ»

«Популяционная генетика. Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетики».

«Популяция, ее генетическая структура».

«Факторы генетической динамики популяций».

«Значение генетики в развитии эволюционной теории».

«Эволюция гена».

7. РАЗДЕЛ «ИЗМЕНЧИВОСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ»

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Углубление базовых знаний учащихся по биологии и, в частности, по генетике. Систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого: наследственности и изменчивости, развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, творческих способностей учащихся, интереса к биологии как науке, формирование представлений о профессиях, связанных с биологией и генетикой, применять полученные знания для решения генетических задач.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:

В результате изучения программы курса учащиеся должны

Знать: 

– общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач;

– законы Менделя и их цитологические основы;

– виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания;

– сцепленное наследование признаков, кроссинговер;

– наследование признаков, сцепленных с полом;

– генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека;

– популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней).

Уметь:

– объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;

– применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;

– решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;

– анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях;

– описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;

– находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– профилактики наследственных заболеваний;

–  оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;

– оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Отбор проводится на конкурной основе, для зарегистрировавшихся детей с полным пакетом документов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

Оснащенные кабинеты Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи КЧР.

Прокрутить вверх