Микробиология и биотехнологии

Данная программа предназначена для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков направленных на развитие представлений школьников о молекулярной биологии, как о смежной науке, ставящая своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом является выяснение того, каким образом и в какой мере характерные проявления жизни, такие, как наследственность, воспроизведение себе подобного, биосинтез белков, возбудимость, рост и развитие, хранение и передача информации, превращения энергии, подвижность и т. д., обусловлены структурой, свойствами и взаимодействием молекул биологически важных веществ, в первую очередь двух главных классов высокомолекулярных биополимеров — белков и нуклеиновых кислот. Программа направлена на изучение явлений жизни на уровнях организации живой материи: субклеточные органеллы, такие, как изолированные клеточные ядра, митохондрии, рибосомы, хромосомы, клеточные мембраны; далее — системы, стоящие на границе живой и неживой природы, — вирусы, в том числе и бактериофаги, и кончая молекулами важнейших компонентов живой материи — нуклеиновыми кислотами и белками, знакомство с разнообразными биологическими объектами и закономерностями. 

      Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой. Эти навыки необходимы для учащихся, которые выбрали химико-биологический профиль в старшей школе и планируют дальнейшее обучение в медицинских и биологических ВУЗах. Повышение уровня знаний в области микробиологии влечет за собой неизменно и повышение культурного уровня учащихся, т.к. на занятиях по микробиологии затрагиваются многие понятия из области знаний об инфекционных заболеваниях, вирусологии и микологии, методах их диагностики и лечения.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Эркенова Аминат Ильясовна – преподаватель высшей категории

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Химические компоненты живого 

2. Структурная организация и жизнедеятельность микроорганизмов.

3. Структура хромосом. Природа генов.

4. Синтез белка. Регуляция генной активности 

5. Структурная организация и жизнедеятельность микроорганизмов.

6. Вирусы.

7. Бактерии.

8. Грибы.

9. Обзор организации микроскопических растений и животных.

10. Роль микроорганизмов в биотехнологии.

11. Обобщение.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Повышение интереса школьников к изучению биологии, создание оптимальных условий для развития одаренных детей, имеющих высокий уровень знаний по биологии. Формирование систематизированных знаний и умений в области молекулярной биологии и биотехнологии, особенностей строения и свойств молекул, особенностей биологической формы движения материи, способности к самовоспроизведению, специфичности структуры полимеров, наследственно закрепляемой изменчивости, изучение методов генетической инженерии, ее достижений и перспектив развития как основы формирования необходимых компетенций для профессионального самоопределения учащихся в области биолого-химических и биотехнологических (теоретических и прикладных) специальностей через введение в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:

– осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

– умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

– самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– объяснять современные методы исследования биологических свойств и явлений;

– объяснять особенности строения микроорганизмов, закономерности их размножения, питания, роста;

– понимать сущность и роль микроорганизмов в различных экосистемах;

– понимать сущность изменчивости и наследственности микроорганизмов, особенности регуляции работы генов;

– объяснять виды иммунитета, способы вакцинации;

– применять важнейшие открытия и труды Л. Пастера, Э. Дженнера, С. Н. Виноградского, И. И. Мечникова;

– анализировать современное состояние и достижения биотехнологии, селекции, медицины, агрономии.

– доказывать влияние окружающей среды на проявление признаков (фенотипа).

Выпускник получит возможность научиться:

– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии.

– делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Отбор осуществляется на конкурсной основе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

1. Комплект таблиц «Химия клетки».

2. Комплект портретов для кабинета биологии.

3. Настенные стенды: «Уровни организации живой природы», «Эволюция органического мира».

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

5. Слайд-альбом: «Цитология и генетика».

6. Слайд-альбом: «Экология», «Эволюция органического мира».

7. CD-ROM. Наглядная биология. Общая биология. Версия 2.0.

8. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/.

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.

Технические средства обучения:

10. Ноутбук, стационарный мультимедиа проектор, многофункциональное копировальное устройство, интерактивная доска, классная доска. На доске при необходимости размещаются демонстрационные таблицы с помощью магнитов.

Экранно-звуковые пособия:

11. Видеофильм «Общая биология».

Учебно-лабораторное оборудование:

12. Комплект микропрепаратов «Общая биология».

13. Лупа ручная.

14. Микроскоп школьный.

15. Модель «Строение клеточной оболочки».

16. Модель объёмная «ДНК».

17. Модель-аппликация «Классификация растений и животных».

18. Модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».

19. Модель-аппликация «Перекрёст хромосом».

20. Модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз».

Прокрутить вверх