Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремёсел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.
Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить всё. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту. История гончарного ремесла у каждого народа своя. Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нём самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать близких и знакомых подарком ручной работы.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Зармамбетов Кошали Тангатарович
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Вводное занятие.
«Декорирование и моделирование керамических изделий» 1.Тема: Ручное формирование. Ленточно- жгутовая техника. 2.Тема: Работа на гончарном круге (центрование).
«Лепка изделий из глины» 1.Тема: «Декоративная лепка славянской игрушки. Кожлянская игрушка». 2.Тема: «Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов». 3.Тема: «Декоративная лепка тюркской игрушки».
«Роспись гончарных изделий» 1.Тема: «Орнаментальная композиция и особенности её построения 2.Тема: «Славянские узоры и орнаменты. Кожлянская роспись». 3.Тема: Орнаменты коренных народов Ямала. 4.Тема: Орнаменты и узоры Тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Узбекистана.
Проектная деятельность.
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных компетенций.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Развитие творчески мыслящей личности, обогащённой знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, создание системы действенной профориентации учащихся.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами гончарного ремесла может каждый, по – настоящему желающий этого ребёнок. Дети, в процессе освоения программных требований, получают до профессиональную подготовку. Наиболее одарённые дети будут иметь возможность продемонстрировать своё мастерство в конкурсах различного уровня.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Отбор осуществляется на конкурсной основе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
Материально-техническая база ( глина, краски, основной и вспомогательный инструмент).
Дидактическое обеспечение ( наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей).
Методическое обеспечение ( методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).